«Убийственная комедия»
Познакомьтесь — Бен — серийный убийца, насильник и вор — очень симпатичная личность. Образован, начитан, играет на музыкальном инструменте, любящий и заботливый сын, одним словом — примерный член общества. Ну иногда, бывает конечно, засидится в местном баре, ну примет лишнего, ну а с кем не бывает? Зато он запросто может выдать, сидя за столом в ресторане, белый стих, или порассуждать о влиянии красного кирпича, используемого для строительства жилых кварталов, на неконтролируемые всплески насилия в обществе. Между делом, он убивает людей, убивает много, цинично, но через какое-то время ты к этому просто привыкаешь, и это становится само собой разумеющимся….
Это случилось рядом с Вами. Да-да, именно так и есть. Но Вы, скорее всего, этого даже и не заметили. Мы живем в больших мегаполисах, нам некогда обращать внимание на то, что происходит вокруг, мы погружены в себя, нас не интересуют проблемы других людей, правда, до тех пор, пока эти самые проблемы не коснутся нас самих…
Это случилось рядом с Вами — фильм о фильме. Хотя он игровой, рождается впечатление, будто это документалистика. Причем создается полная иллюзия того, что действие этой «документальной ленты» разворачивается в начале семидесятых, тогда как реально фильм снят в 1992 году. Ощущение того, что все происходящее на экране – правда, — просто непередаваемо. Черно-белая кинопленка, постоянно попадающий в кадр звукооператор, движение ручной камеры, постоянное следование за главным героем и, местами, размытый фокус — все это атрибуты документального кино, или, как в нашем случае, гениального художественного…
Главный герой, кто он? Познакомьтесь! Бен — серийный убийца, насильник и вор — очень симпатичная личность. Образован, начитан, играет на музыкальных инструментах, любящий и заботливый сын, одним словом — примерный член общества. Ну, иногда, бывает, конечно, засидится в местном баре, ну, примет лишнего, с кем не бывает? Зато он запросто может выдать, сидя за столом в ресторане, белый стих, или потолковать о влиянии красного кирпича, используемого для строительства жилых кварталов, на неконтролируемые всплески насилия в обществе. Между делом он убивает людей, убивает много, цинично, но через какое-то время к этому просто привыкаешь, и это становится само собой разумеющимся. Убивает ли он детей? — Иногда, но не особо это дело любит. Стариков? — Самое милое дело, хлопот с ними немного, а они всегда при деньгах. Женщин? — Нет проблем, убивать женщин очень мило. А как по поводу насилия над ними? — Тоже неплохо, им же это нравится, тем более что на утро они все равно проснутся со вспоротым животом…
По ходу фильма в различного рода перестрелках гибнут то звукооператор, то ассистент, но ведь это профессиональный риск — они знали, на что идут. Тем более что фильм, отныне, посвящается им… Между прочим, с этим парнем Беном очень весело, он и анекдот расскажет, и кое-какие профессиональные приемы покажет, да и вообще он личность неординарная, так что зачем грустить о потерях, лучше с оптимизмом смотреть в будущее, ведь надо еще закончить фильм…
…финальным кадром, где внезапно, буквально в течение минуты убивают всю съемочную группу и главного героя, оставляя выпавшую из рук убитого оператора, но все еще работающую камеру снимать финальную агонию очевидного конца…
Европа и в особенности небольшие европейские государства очень часто рождают настоящие киношедевры. На этот раз отметилась Бельгия, предоставив миру возможность понаблюдать себя со стороны, пусть и в исковерканной миниатюре. Драма, жестокая сатира и брутальная черная комедия сплелись воедино в девяностопятиминутной реальности кино. Реальности трех людей, написавших, снявших, срежиссировавших и исполнивших главные роли в этом незабываемом фильме. Людей, получивших на Каталонском Международном Фестивале в Испании призы за лучший фильм и лучшую мужскую роль (Бенуа Пелвурд), и тем самым более чем достойно представивших маленькую Бельгию. К сожалению, это единственный фильм творческой троицы, и волей-неволей закрадывается мысль, а может, это все же была документалистика?..
источник: cult-cinema.ru
- По словам одного из режиссёров Андре Бонзеля близкие Бена понятия не имели о сюжете. Они полагали, что просто снимают Бена, не зная, что отснятый материал затем используют в картине, где Бен станет серийным убийцей. Мать Бена была шокирована известием о его заключении под стражу.
- «Человек кусает собаку» снят в псевдодокументальном стиле.
- Противоречивое содержание фильма и чрезмерное насилие могло отпугнуть некоторых зрителей. В результате фильм запретили в Швеции. В 2003 году он был запрещен в Ирландии.
- Фильм снят на черно-белую плёнку и был произведен на крайне маленький бюджет четырьмя студентами под руководством режиссёра Реми Бельво.
- Идея фильма родилась при обсуждении вопроса, «как снять документальный фильм, не имея денег».
- Фильм определен в категорию NC-17 Киноассоциацией Америки за подробное изображение насилия.
- Большая часть финансирования фильма поступила из бельгийской провинции Намюр, а также от семей и друзей режиссеров, многие из которых появляются в фильме, хотя некоторые не знали о противоречивой природе его содержания.
- Для выпуска за границей (исключая выпуск в Австралии), детская соска на плакате была заменена на искусственные челюсти.
- Согласно написанному эссе Андре, семья Бена ничего не знала о сюжете фильма. Мать, бабушка и дедушка Бена думали, что снимают обычный документальный фильм, и понятия не имели, что эти кадры будут использованы в ленте, в котором Бен серийный убийца. Мать Бена была потрясена, увидев своего сына за решеткой, когда она пришла навестить его в тюрьме.
- Коктейль Бена Petit Grégory — отсылка к делу об убийстве во Франции, в ходе которого был убит 4-летний мальчик Грегори. Он был найден плавающим в реке со связанными руками и ногами (очень похоже на оливку в коктейле, которая привязана к кусочку сахара). Дело об убийстве было очень тщательно освещено средствами массовой информации. Как раз на этот феномен и ссылаются создатели фильма.
- «Человек кусает собаку» — это имитация криминальных телевизионных реалити-шоу, таких как «Копы» и «Самый разыскиваемый в Америке» («America’s Most Wanted»). Этот фильм одновременно сенсационный, банальный и вуайеристский.
- Авторы фильма нервничали перед съёмками сцены изнасилования. Задействованные в сцене актрисы, однако, полностью положились на их мнение, и съёмки прошли успешно. Самое большое облегчение при этом испытал один из режиссёров и авторов сценария Реми Бельво.
Фильм одновременно жесткий, весёлый и удивительно умный. Андре Бонзель прокомментировал, что создатели хотели «рассмешить аудиторию, а затем заставить её задуматься над тем, над чем они только что смеялись». Всё дело в том, чтобы сказать зрителю: «Посмотрите, как вы можете это принять?». Джеймс Ферман, глава Британского совета по классификации фильмов, объяснил, почему «Человек кусает собаку» не пострадал от цензуры, в то время как в фильме «Генри: портрет убийцы-маньяка» пришлось вырезать некоторые сцены. Он утверждал, что в фильме «Человек кусает собаку» есть определённый моральный смысл. В конечном итоге, создатели осуждают то, что они изображают, в то время как «Генри» ничего не предлагает и даёт зрителю полную свободу восприятия. «Человек кусает собаку» – это сатира. Трагическое чувство потери преобладает, когда «злодеи» застрелены наёмными убийцами