Фильм Догвилль, который я вам рекомендовал к просмотру перед новым годом все-таки заслуживает некоторого разбора. И у меня в комментах, и во многих разборах народ так и не понял важнейший посыл фильма.
Рассматривают частности: наиболее популярный, и одновременно наиболее глупый разбор – это этическая проблема, куда приводит всепрощение и потакание злу (бедная, несчастная, отчаявшаяся Грейс, которая сорвавшись решает перейти от всепрощения и любви к справедливости и воздаянию). Исследователи поумнее замечают, что Грейс не так проста, как кажется. Что не только горожане используют Грейс, но и сама Грейс умело манипулирует жителями Догвилля ради своих этических экспериментов и удовлетворения собственного высокомерия. Поскольку в фильме немало отсылок к религии, то есть целое направление толкования, которое рассматривает фильм как конкуренцию двух парадигм – ветхозаветной (пес Моисей) и новозаветной (Грейс, что значит «благодать», основа новозаветной религии). Особенно много таких толкований у еврейских авторов.
Все это действительно в фильме есть, но это все частности общей идеи: тут мы сталкиваемся с типичной проблемой игнорирования контекста при анализе того или иного текста/фильма, то есть за деревьями не видно леса. Однако же сам фильм имеет мощнейший контекст, изучение которого поможет понять и частные темы фильма и как это касается нашего будущего. К сожалению, этого контекста никто не видит, но я считаю полезным обратить на этот контекст внимание.
Итак, две важнейшие предпосылки понимания этого контекста:
1. Догвилль забитый американский городок времен Великой депрессии.
2. Фильм буквально переполнен религиозными (в основном библейскими, но не только) отсылками.
Для нас, не американцев, и тем более не живших в США начала 30-х, сложно понять, что такое Великая депрессия. Тем более остальному миру непонятно почему это так американцы носятся с этой депрессией как с писанной торбой.
Действительно если сравнить то, что происходило в мире в 30-х, то американская депрессия — это просто мелкие неприятности. В том же совке миллионы жрали друг друга или строили каналы в никуда. Японцы резали китайцев миллионами, а в Европе к власти приходили фашисты и готовили стада к бойне.
На этом фоне Америка просто купалась в масле. Разрыв уровня жизни в США по сравнению с другими странами сейчас даже сложно представить. Так в 1929 году на 1000 американцев приходилось 210 автомобилей. Для сравнения, ко времени смерти, СССР достиг автомобилизации США 1919 года. К 2007 РФ достигла уровня автомобилизации США 1929 год. На сегодня в РФ 300 автомобилей на 1000 обывателей.
Но в психологическом плане Великая депрессия нанесла американскому народу большую травму чем весь пиздец 30-х другим народам. Так те же украинцы фактически вытеснили из памяти голодомор. Еще раз напомню, что львиную долю исследования голодомора и поднятия этого вопроса на публику принадлежит американцам. Даже двухмиллионная община украинцев США и Канады не сподобилась поднять эту тему, и почти все что мы знаем о голоде 30-х мы услышали от полу-англосакса полу-норвежца Роберта Конквеста и индейца чероки Джеймса Мейса. Если бы не они – эту тему никто бы толком и не поднимал.
Почему так? Да потому, что голодомор в Украине был всего лишь очередным (и далеко не последним) политическим, экономическим, демографическим кризисом в длинной чреде бед. Духовной же составляющей в этих кризисах было мало. До революции население пребывало в полуязыческом состоянии с социалистическими ожиданиями. И все что было позже – это все те или иные попытки реализовать эти ожидания.
В США же Великая депрессия не зря так называется. Острый период экономического кризиса был хоть и тяжел, но все же до людоедства не доходило. Кроме того, уже с середины 30-х, дела пошли на улучшение. Но этот короткий экономический кризис спровоцировал глубочайшую духовную катастрофу в американском народе. Как вспоминают современники – страна будто бы впала в ступор.
Чтобы понять суть Великой депрессии в США начала 30-х нужно вспомнить что это такое за проект под названием «США».
Как вы уже знаете, мы живем сейчас на излете особой эпохи в глобальной истории, которая в Апокалипсисе называется «Вавилон великий» или «Вавилонская блудница». Суть ее – это подавление религиозного сознания человечества и замена его идеологией потребления. Но придет момент, когда Вавилон обвалится, идеология потребления обанкротится и опустошенное человечество начнет искать новую религию, которую ему и предложит Сатан и его земные слуги. Так начнется период Зверя и Антихриста, описанные в 13 главе Апокалипсиса со всеми вытекающими.
Но современный Вавилон для большинства стран активно строился в ХХ веке и достиг своего расцвета к концу ХХ началу ХХI веков. Тогда как была страна, которая строила потребительский Вавилон у себя намного раньше и быстрее чем другие. Собственно, эта страна и послужила образцом для подражания всего оставшегося мира и собственно в этой стране и находится центр этого Вавилона. Эта страна США.
США бешенными темпами в ХIХ и начале ХХ веков активно экономически развивалась и создала условия для построения общества потребления. Ее главной идеей, американской мечтой, было разбогатеть. И самое главное, что эта страна, в отличии от всего остального мира, давала возможность своим трудом и предприимчивостью если не разбогатеть, то получить высокий уровень жизни, для большинства населения.
К концу 20-х годов ХХ века уровень жизни и потребления в США был, по сравнению с остальными странами огромным и недосягаемым. И тут вдруг в конце 1929 года начинается острый кризис. Экономику парализовало, четверть людей потеряло работу, а 40% перешли на частичную занятость. Огромное число фермеров и мелких предпринимателей разорилось, виду краха банков многие потеряли сбережения. Наконец правительство конфисковало у населения золото. И страна оцепенела. Шок был такой, что до конца 1932 пострадавшие слои даже не смогли организовать социальные протесты.
Одно дело если ты всю жизнь ел щи лаптем, и продолжаешь это делать, а другое если ты вчера ехал на собственном авто одетый в костюм и шляпу, а сегодня стоишь в очереди за бесплатным супом или машешь киркой за доллар в день. Такое положение неизбежно бы вызвало рост или коммунистических, или фашистских идей, что окончательно бы угробило США. Но правительство начало принимать меры, и с 1935 депрессия начала уходить, а в 1940 году вообще закончилась.
По сути Великая депрессия США была предвестником будущего краха мирового Вавилона. Сейчас весь мир готовится испытать на себе такую депрессию, только в глобальном масштабе, при котором никакие меры уже не помогут. Только изменение сознание, и возвращение к религии.
Догвилль – это нищий депрессивный городок, маленькое зеркало, в котором отражается вся Америка 30-х или весь мир в ближайшие десятилетия. Город изолирован от внешнего мира и сбежать из него по сути некуда (точно, как и наш мир сегодня). Население города – мелкие предприниматели у которых все плохо.
У всех настроение подавленное. Даже радио слушать не хотят. Единственное движение — это строительство недалеко от Догвилля тюрьмы.
В реальной истории через пару-тройку лет ситуация начнет улучшаться и исторические догвильцы опять воспрянут духом и возвратятся к бесконечной гонке по зарабатыванию и трате денег.
Но автор фильма ставит историю на паузу, показывая нам что произойдет если Новый курс не сработает и из депрессии экономического выхода нет. Если экономического выхода нет, то иного пути как искать духовный выход, нет.
Догвилль – это типичный Вавилон в упадке. Денег нет, и держаться не на чем. Но также в городе и упадок привычной религии (а в Вавилоне религии или нет, или она подчинена материальному). Там есть молельный «Дом Иеремии», но пастор давно умер, а нового нет и скорее всего не будет. Да и жители городка особого желания к религиозной жизни не испытывают (что понятно, ибо истинный дух религии из их сердец давно вытравил Вавилон). Правда на окраине города в самой бедной семье Веры и ее быковатого мужа Чака есть собака по имени Моисей. А собака хоть и все понимает, но сказать ничего не может, разве только лаять.
В самом зажиточном доме города живет не унывающий Томас Эдисон младший с впадающим в маразм папой. Имя это выбрано не просто так. Томас Эдисон — это культовая для Америки фигура. Этот человек благодаря неуемному изобретательству и предприимчивости стал образцом для всей страны, ведь именно такие люди и двигали США вперед.
А что же делать такому активному деятелю в период кризиса? Он продолжает делать то, что и обычно — изобретать, изобретать то, что нужнее всего. А в это время нужнее всего сфера духа, сфера ценностей, то есть та сфера которая освободилась от диктата потреблядства, но ввиду упадка традиционной религии требует заполнение чем-то новым. И молодой парень Томас Эдисон, который умнее других жителей города и в отличии от них тонко чувствует потребности новой эпохи, начинает изобретать для Догвилля новую духовность или новую религию.
Том, как и другие жители городка, Библию не любит: «Мы можем укреплять дух без пения и чтения Библии…. Священник умер, не так ли? Я не поклонник религии, но, в конце концов, он помогал городу осознать, что вопросы морали можно обсуждать вслух. Мои собрания служат той же цели, только гораздо лучше, позволю себе заметить»
Он прямо говорит, что хочет найди альтернативу библейской религии. Но какую? Тут у Тома наступают трудности. Скажем прямо, Том жалкий философ. Но других нет – всех выжег Вавилон своей беготней за Американской мечтой. Его духовной силы и знаний недостаточно чтобы выстроить какое-то величественное духовное здание, но он надеется на готовый духовно-религиозный пример, «дар свыше», «благодать», «Grace» следуя которому Догвилль может одухотвориться:
«Билл: Слушай, они уверены, что ты когда-нибудь начнешь писать книги, Том. Не в том дело… Почему бы тебе не оставить их в покое… Они и так достаточно хороши.
Том: Хороши? Они хороши?! Я так не думаю. Мне кажется, эта страна о многом забыла. И я стараюсь освежить людскую память, используя примеры.
Билл: И что же ты будешь освежать в нашей памяти завтра?
Том: Дух приятия — умение принимать и способность получать!… Для того чтобы объяснить Догвиллю трудности, связанные с искусством приятия, мне необходим объект, о котором и пойдет речь… Что-то осязаемое… Дар! Он стал бы превосходным примером».
Странные ожидания, но Том вероятно что-то предчувствует.
Моисей главный автор Библии, вот вам духовный выход из кризиса. Авраамическая религия у вас рядом, но она опущена на уровень животного и кормится объедками. Более того, Моисей не смотря на свое жалкое состояние, не оставляет людей, не сбегает от них, а продолжает как может служить этим людям. Но эту авраамическую религию знать и не хотят, и не могут — она валяется в пыли, и людям сознательно или нет хочется чего-то иного. Ведь несмотря на то, что из Тома философ не очень, люди все равно ходят на духовные беседы, который Том вместо пастора пытается проводить в молельном доме.
И вот вечером Том сидит на лавке и самодовольно философствует, мня себя великим духовным деятелем: «Том улыбался, представляя, как все они внимательно его слушают и мир улучшается по мере того, как века застоя и ненависти превращаются в пыль и исчезают в просветлении, которое принес он. Просветлении, сопровождаемом примерами…»
Внезапно влажные мечты Тома прервались: «Моисей лаял. Конечно, само по себе это не было необычным, но его лай звучал по-новому. Он лаял негромко, скорее, рычал, — так, будто опасность была совсем близко и не сводилась к пробегающему мимо еноту или лисе. Как если бы собака оказалась лицом к лицу с силой, которую надлежит принимать всерьез, с которой не совладать при помощи пустых рассуждений».
И тут автор фильма нам дает железобетонный намек. Догвильское воплощение Библейской религии – пес Моисей почувствовал, что в город заходит страшная опасность. При чем эту опасность ни распознать, ни совладать Догвилль в своем нынешнем духовном состоянии не может. Пес лает, дает сигнал городу – но его понять ни Том не другие догвильцы не могут. Что же это за сила такая, которую так не любит Библия? Догадываетесь?
О духовной слепоте Тома говорит сюжет из самого начала фильма:
«Чак: Моисей должен быть голодным. Чтобы сторожить.
Том (с улыбкой): Сторожить в Догвилле? Что здесь красть?
Чак: Настали скверные времена, Том Эдисон. Скоро сюда явятся ребята, у которых будет еще меньше нашего».
Быковатый Чак сам того не осознавая пророчествует (учитывая, чем все закончилось) о том, что в Догвилле все-таки осталось что красть. А что же можно забрать в такой нищете? А самих людей! И Моисей для этого и поставлен – хранить души. Но Том лишь улыбается и мечтает.
И вот, не вняв предупреждению Моисея Том встречает и очаровывается девушкой по имени Грейс, то есть «благодать», «дар». Том конечно сексуально озабочен. Но единственная девушка в городе его унизительно отшивает. Грейс же красавица, но у Тома есть амбиции намного больше чем трах. Он мнит себя духовным водителем и Грейс идеальный пример для духовного возрождения города. Позже, в самом конце перед развязкой, Том признает, что он высокомерен.
Грейс лжет о своей истории, но все-же правдиво намекает кто она на самом деле. По сценарию (в фильме я этого не заметил) у Грейс на шее шарф, заколотый заколкой в виде буквы «G». Вы я думаю догадываетесь что или кто в оккультной символике значит «G»? Этот тот самый великий геометр-архитектор вселенной, чей глазик смотрит на мир с треугольничка.
Кроме того, Грейс с самого начала говорит, что она высокомерна. Позже, в разговоре с папой-мафиози, Грейс и его называет высокомерным и дает определение высокомерия – это значит вести себя как Бог.
Ну и самый красноречивый сюжет – Грейс крадет кость, «крадет хлеб» у Моисея. Грейс хочет перебрать на себя религиозную функцию, которую должна бы нести библейская религия.
Также не нужно забывать, что Грейс пытается сбежать в кузове с яблоками, а семь гадких фигурок — это семь смертных грехов.
А дальше все как по маслу. Грейс, видя высокомерные потуги Тома, соблазняет его давая согласие стать инструментов достижения его псевдорелигиозных амбиций.
Потом Грейс соблазняет весь город. Грейс представляет себя богатой изнеженной фифой. А нищий город ее явно не любит ведь они вкалывают, а она нихера не делает. Но вот наступает справедливость и городу не мешало бы прогнать эту Попрыгунью-стрекозу. Но она соблазняет город на худшее она вызывает в них ресентимент и гордыню, — что мол вот фифа попала в беду, поделом ей, но мы то добрые, поможем сучке, а заодно и покажем ей что такое жизнь. Этим актом город делает критический шаг — он впадет в гордыню, а гордыня врата ко всем остальным грехам.
И Грейс принимается за работу. Она нащупывает слабости каждого жителя и соблазняет ими. Вскоре Грейс берет под контроль весь город и когда все души попали в силки, она подталкивает их к тому, чтобы позвонить ее папеньке.
И вот папа приезжает. Идет разговор, в котором Грейс говорит, что готова применять папину власть:
«Грэйс: Если я вернусь с тобой и снова стану твоей дочерью, тогда ты дашь мне власть, о которой говорил?
Большой Человек (пожимает плечами): Прямо сейчас.
Грэйс (задумчиво): Сразу?
Большой Человек: Почему бы нет?
Грэйс: Но будет ли это значить, что я немедленно принимаю на себя ответственность за решение проблемы… проблемы этого города, в котором каждый видел мое лицо?»
Я думаю теперь понятно, что Грейс — это аналог Антихриста. Ее папа – это Сатан.
Она соблазнила весь город, а значит получила над ним власть. И это дает ей право сделать то, что было сделано. Вот только пса Моисея дьяволица Грейс не тронула – нет у нее такой власти.
Такую модель нашего будущего нарисовали в фильме Догвилль.
Крах потреблядского Вавилона. Религиозное опустошение. Поиск новой религии. Принятие обманки от Сатана и Антихриста. Все соблазняются этим. А потом уничтожение и триумф зла.
Не знаю кто писал сценарий этому кино. Не знаю, как снимался фильм – после съемок многие актеры наотрез отказались работать с фон Триером в будущем. Не знаю каков у авторов был план.
Скажу сразу, что согласно пророчеств Библии в нашем будущем будет очен
©kondratio