По материалам The New York Times.
Оригинал: nytimes.com/2021/01/12/arts/music/mf-doom-influences.html
Дэниел Думилей, ушедший от нас в последний день октября прошлого года, проложил дорогу для многих исполнителей, как внутри хип-хопа, так и вне его, научив их наполнять музыку лирической сложностью, принимать себя как персонажа и стремиться к звуку, выходящему за рамки.
Музыкант, затворник и мистификатор Дэниел Думилей провел около 20 лет в качестве одного из самых узнаваемых и уважаемых артистов андреграунда. Он был рэпером, известным своей умной работой со словом, непредсказуемыми и сложными конструкциями рифм. Однако он никогда не ограничивался только лишь выдающимися скиллами у микрофона. Скрывая лицо за металлической маской во время немногочисленных появлений на публике он отделял свои слова от своей личности, что не часто встретишь в таком эгоцентричном жанре, полном бахвалящихся людей. Его преданность независимым лейблам, таким как Stones Throw, Rhymesayers, Lex, Nature Sounds и Epitaph выстояла в жерновах фабричной системы музыкальной индустрии. Его биты были уникальными, он часто сэмплировал тягучий, плавный соул и R&B 80-х вместо бойкого фанка 70-х, долгое время считавшегося главным поставщиком сэмплов в хип-хопе. Он специально оставлял швы в своем продакшне, делая все в рваном стиле, с резкими переходами. Его прорывной, совместный с Мэдлибом альбом «Madvillainy» — ярчайшая демонстрация того, как артисты могут отходить от привычных структур и погружаться в психоделический водоворот идей.
Влияние Дума распространилось не только на исполнителей из мира хип-хопа, но и вышло далеко за его пределы. Вот несколько примеров того, как эстетическое и музыкальное видение Дума просочилось в творчество артистов разных жанров и поколений.
В конце 90-х Дум выпустил 3 сольных 12-дюймовых (имеется в виду формат пластинки) сингла на Bobbito Garcia’s Fondle ’Em Records. Примерно в то же время пошла первая волна андерграунд-рэпа, состоящая из исполнителей, ориентированных на биты и рифмы, которые начали записываться на независимых лейблах. В те годы наш герой уже имел печальный опыт сотрудничества с мейджором: в первой половине 90-х его группу KMD выкинули с Elektra Records из-за разногласий на фоне провокационной обложки нового альбома коллектива. Тогда Дэниел еще использовал псевдоним Zev Love X, но уже через несколько лет он переизобретёт себя как MF Doom и начнет действовать в поле андеграунда, показывая начинающим рэперам, что есть жизнеспособный путь за пределами системы.
Aesop Rock
Aesop Rock вырос на музыке KMD, и в своем творчестве всегда ставил текст во главу угла. Используя лабиринтообразные рифмовки и богатый словарный запас он стал резидентом двух культовых подземных лейблов: сначала Definitive Jux (основан El-P), а затем на Rhymesayers (основан Atmosphere). Так он добился признания и мировой славы, оставшись при этом независимым артистом. Кроме того, из трека-трибьюта Думу мы узнали, что Aesop продал свою первую демку в далеком 99 рядом с клубом, где в тот день проходил концерт легендарного человека в железной маске.
Ghostface Killah
В те времена, когда граница между адреграундом и мейнстримом в хип-хопе была гораздо шире и неприступнее, тот факт, что «платиновый» исполнитель с Def Jam использует на своем релизе лоуфайную, зернистую музыку MF Doom и J Dilla сам по себе являлся чем-то неслыханным. Но именно так поступил Ghostface Killah, взяв для своего альбома «Fishscale» целую пачку битов от этих двоих. Несколькими инструменталами с 10-томного сборника Дума «Special Herbs» Гостфэйс не только познакомил широкую аудиторию с гением суперзлодея, но и дал возможность посмотреть на себя с другого ракурса, получив тем самым одобрение слушателей и критиков. «Он великий артист, — пояснил Ghostface в 2005, — В каком-то смысле мы с ним похожи».
Thom York
«По большому счету для меня это даже не рэп, это поэзия, — говорил лидер Radiohead Том Йорк в интервью Dazed в ответ на вопрос о своем любимом рэпере, — Поражает та свобода, с которой он формирует свои тексты, музыку и собирает все это вместе. Не думаю, что кто-то еще делает что-то подобное». В 2007 во время работы над пластинками «The Eraser» и «In Rainbows» Йорк публиковал плейлист с музыкой, которая вдохновляла его в этот период. 2 из 10 треков с этого плейлиста были с участием Дума.
Danny Brown
«Черт, я никогда думал, что можно записать целый альбом без куплетов и всякого такого дерьма, и он будет звучать настолько хорошо», — так Danny описывал Complex одну из самых своих любимых пластинок, легендарную «Madvillainy». «Этот альбом показал мне, что в музыке нет правил. Типа раньше я думал, что для того чтобы сделать хороший трек нужны куплеты по 16 строчек, пробивной хук и все такое». Впоследствии Браун весьма успешно взял этот прием на вооружение. В своем творчестве он постоянно отходит от привычных схем создания музыки, сэмплирует самые неожиданные фрагменты различных жанров и делает из них композиции, которые просто выносят мозг.
The Weeknd
Многие знают, что король поп-чартов, выступающий в перерыве Супербоула, является фанатом Дума, о чем спокойно признается в Инстаграме и в эфирах радио-шоу. И хоть творчество Викнда на данном этапе представляет собой гедонистический гибрид псевдоретровейва и R&B, не трудно вспомнить, что свою карьеру Абель начинал во вполне думовском стиле, выпуская первые треки анонимно и храня свою личность в секрете. Визуал последнего альбома The Weeknd тоже так или иначе построен на эстетике масок и смены личности (все эти бинты и тяжелый грим). Возможно в данном конкретном случае аналогия с MF Doom несколько натянута, но кто знает?
Earl Sweatshirt
Ставший вирусно популярным в 2010 рэпер-тинейджер Earl Sweatshirt наполнял свою лирику полубредовыми ассонансными рифмами и абсолютно сумасшедшими образами: «Twisted, sicker than mad cattle, in fact I’m off / Six different liquors with a Prince wig plastered on». Сейчас никого не удивляет, что в свое время Эрл и Тайлер вдохновлялись музыкой Дума, когда формировали свой собственный стиль. Такие треки как «Chum» перекликаются с наследием Дума не только за счет своих лихо закрученных, искусных текстов, но и благодаря музыке, погружающей нас в бессознательную атмосферу дурмана. «Когда я учился делать рэп, во многом я основывался на том, как это делает он [Дум]», — говорил Earl в интервью Nardwuar.
Jinsang
Вы наверняка знаете про такой поджанр, как чилл-хоп, с его неспешными, размытыми, невесомыми битами, играющими в эфире «Lo-Fi Hip-Hop Radio — beats to relax / study to» на Ютубе. Несмотря на то, что артисты, работающие в этом поднаправлении, в основном черпают вдохновение из музыки J Dilla и Nujabes, не малое влияние на лоуфай-хипхоп оказала серия инструментальных релизов Дума «Special Herbs», записанная им под псевдонимом Metal Fingers. Как продюсер он часто вырисовывал ностальгические и мечтательные инструменталы, опираясь при этом на quiet storm (есть такой стиль в рамках R&B), джаз-фанк, софт-рок и творчество группы Sade. Чем-то похожим занимается, например, калифорнийский битмейкер Jinsang. И хотя он малоизвестен для широкой аудитории, у этой композиции уже под 80 миллионов прослушиваний на Spotify.
Open Mike Eagle
В одном из интервью для Vice Open Mike Eagle восхищался способностью Дума добиваться успеха, занимаясь тем, что он больше всего любит в рэпе: «Эта свобода, с которой он сэмплирует и рифмует под абсолютно любой луп. Нужно быть очень мотивированным, чтобы выдавать настолько безумные вордплеи». Не удивительно, что Майк как-то раз пригласил Дума зачитать на своем шоу Comedy Central. Вообще Игл тоже известен своими хитроумными панчлайнами. А еще, как и Дум он не боится иметь дело с большими концептами и выходить за пределы зоны комфорта. Чтобы в этом убедиться достаточно послушать его знаковую пластинку «Brick Body Kids Still Daydream».
Your Old Droog
Пожалуй, никто не воплощает склонность Дума к емким отсылкам и архитектурному рифмопостроению лучше, чем Your Old Droog. На ум сразу приходят его строчки: «While I was making sure every bar is hard / You herbs was playing Pokémon, chasing Charizard». Друг начинал свою карьеру в затворническом стиле, и это желание оставаться инкогнито на первых порах породило популярную теорию о том, что под псевдонимом YOD скрывается Nas. «Я не хотел кичиться перед всеми вокруг, типа, смотрите, тот рэпер — это я», — так он объяснил Spin свое решение оставаться анонимным на раннем этапе. «Этому я научился у своего любимого рэпера MF Doom. Людей привлекают такие персонажи. Они видят в них себя».
KeiyaA
«Doom был моим любимым МС и продюсером, — написала в Твиттере авант-РнБ исполнительница из Чикаго KeiyaA, когда стало известно о смерти Дэниела, — Он действительно открыл мне новый способ передачи эмоции, научил быть честной в их выражении и показал, как строить миры своей музыкой». На ее дебютном альбоме «Forever, Ya Girl!» отчетливо просматривается определенная доля лоу-файных текстур и сэмплов в стиле Дума.
Westside Gunn
Современный андерграунд изобилует рифмами, работающими по тому же принципу, что и у Дума образца «Madvillainy»: максимально сложные куплеты, исполняемые с легким, непринужденным безразличием в голосе. Некоторые артисты поколения Дума в конце нулевых/начале десятых успешно перезагрузили свои карьеры, уделяя все больше внимания текстам (Roc Marciano, Ka). Сейчас одной из главных сил в андерграунде является лейбл Griselda, резиденты которого тоже делают ставку на многослойные, составленные по канонам Дума строчки типа «Think it’s a game until I Patrick Kane somebody homie/That’s slidin’ through with a stick, shootin’ one by the goalie». Ну и как тут не вспомнить, что в 2017 Вестсайд Ганн выпускал небольшой, совместный с Думом релиз.
источник: RAPITUP