Дикарь / Gauguin - Voyage de Tahiti (2017)

Фильм «Дикарь» рассказывает любовную историю великого французского художника постимпрессиониста Эжена Анри Поль Гогена и 13-летней таитянки по имени Техура (Теха’амана).


слоган: «Гоген. В поисках любви»
режиссер:
сценарий: , , , , ,
композитор:
в ролях: , Тухэй Адамс, Малик Зиди, Пуа-Тай Хикутини, Пернилла Бергендорф, Марк Барбе, Пол Жансон, Седрик Экхаут, Самуэль Жуи, Скали Делпейрат
Факты о фильме

  • Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
  • Слава пришла к художнику только после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.
  • Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.
  • В честь Гогена назван кратер на Меркурии.
  • О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986). В 2003 году был снят очередной фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли — «Найденный рай» (2003), в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити.
  • В 1887 году Гоген уехал на остров Мартиника вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, и которому помог совершить в творчестве эволюцию, сделав заметными в его работах японское влияние.
  • В 1887—1888 годах Гоген посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.
  • Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию.
  • Картина Гогена «Когда свадьба?» — одна из самых дорогих проданных картин. В течение полувека принадлежала семейству Рудольфа Штехлина, экспонировалась в Художественном музее Базеля. В 2015 году картина была продана музейному ведомству Катара за рекордные 300 млн долларов.

[свернуть]
Ее звали Техурой

Здесь, на Таити, он не раз вспоминал, как в его жизнь вошла любовь к южной экзотике: раннее детство в Перу, в роскошном доме вице-президента республики, в окружении пальм и магнолий, лам с длинными “лебедиными” шеями, мужчин и женщин с цветной кожей. Когда мать привезла его в Париж, он почувствовал себя чужестранцем среди бледных лиц и приглушенных красок…

Шли годы, и жизнь Гогена во Франции постепенно налаживалась: он пошел служить на флот, затем — на биржу, с годами составил себе крупное состояние. В 25 лет Гоген женился и со временем стал отцом пятырех детей. Его бизнес процветал, но все сильнее захватывала страсть к искусству. Вечерами после работы Гоген бродил по картинным галереям Парижа, а ночами писал картины — одну за другой. Однажды, январским вечером 1883 года, вернувшись домой, сообщил жене, что уходит с биржи. “Отныне я каждый день буду заниматься живописью”, — уточнил он. Жена была потрясена. Она так никогда не поняла и не простила Гогена.

Настали тяжелые времена становления, поисков, каторжной работы и нищеты. Его живопись не находила признания даже у друзей. начала тяготить. Однажды ему в руки попала изданная министерством колоний брошюра о Таити. Океания! Наконец мечты Поля Гогена о своей “земле обетованной” обрели реальное cодержание. Художнику исполнилось 43 года, когда он вступил на землю Таити, где прелесть природы и красота золотокожих таитянок пленили Гогена. В городском парке устраивались балы, и Гоген приходил любоваться на островитянок в длинных белых платьях, с густыми распущенными черными волосами, темными глазами и зовущими чувственными губами. “У всех таитянок любовь в крови — ее столько, что она всегда остается любовью, даже если куплена”, — говорил Гоген. Первое время его вполне устраивала бесконечная смена партнерш, легкость отношений с ними. Но со временем он стал задумываться о постоянной женщине в своем доме.

Однажды Гоген решил предпринять поездку по Таити. Как ему казалось — без определенной цели. В маленьком местечке Фаоне его окликнул туземец и пригласил в свой дом. Жена туземца, красивая маорийка лет сорока, спросила Гогена о цели поездки. Неожиданно для себя самого художник ответил: “Чтобы найти женщину!” Через четверть часа он стал обладателем “невесты” — очаровательной тринадцатилетней девушки Техуры. Вместе с ней он вернулся домой. Прошла неделя, и Гоген ощутил себя страстно влюбленным в свою юную жену. Техура оказалась идеальной женщиной для Гогена. Простое деревенское воспитание приучило ее к тому, что у мужчины и женщины разные интересы и разная работа. Когда Гоген был занят живописью, она могла часами молча сидеть и грезить или работать по дому. Она даже умела добывать пропитание: ловила рыбу, собирала плоды, выменивала что-либо у соседей. И конечно же, очень важными для Гогена были пленительность ее молодого тела и ее ничем не скованная чувственность. Гоген называл ее ноа-ноа и наве-наве. Первое означает “благоухание” и содержит намек на монои — кокосовое масло с запахом лепестков гардении, которым Техура, как все настоящие таитянки, регулярно натирала тело и волосы. А наве-наве по-таитянски — чувственное наслаждение, сладострастие. В переводе с таитянского ее имя Теха’амана означает “дающая силу”. И Гоген признавал с благодарностью, что Техура даровала ему жизнерадостность и вдохновение, помогла понять свой народ. Деревенские старики недаром твердили ему: “Мау тера” — есть порог, который нельзя переступить без физической близости.

Гоген писал девушку непрерывно. Как-то во время одного из сеансов Техура с таинственным видом рассказывала Гогену о тайном обществе, которое пользовалось исключительным влиянием на островах — обществе Ареои. Члены этого общества, наверное, лучше и полнее, чем кто-либо когда-либо на свете, осуществили идеал свободной любви. Все мужчины и женщины, входившие в этот союз, имели неограниченное право на сексуальные связи друг с другом. Ареои считали себя адептами бога Оро и старались всеми средствами распространять его учение.

Гогена охватила идея — написать картину на сюжет из легенды о боге Оро. Картину Гоген назвал “Ее зовут Вайраумати”.

Как повествует древний миф маорийцев, великий бог Оро решил однажды избрать себе подругу среди смертных и с этой целью посетил все острова. Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собирался было возвращаться на небеса, когда на острове Бора-Бора заметил молодую девушку, необычайно красивую: высокую, стройную, солнце блистало в золоте ее кожи, ее звали Вайраумати. По радуге он спустился к своей возлюбленной. Вайраумати тем временем приготовила стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей. И вот под сенью тамарисков на берегу моря оба они — красивые и сильные, оба божественные — предавались любви. Сын, родившийся в результате прекрасной любви бога Оро и земной девушки Вайраумати, положил начало народу Ареои.

На картине Гогена обнаженная Вайраумати восседает на ложе любви, устланном роскошными тканями, а на низком столике у ее ног лежат свежие плоды — угощение для возлюбленного. За ее спиной стоит Оро в красной набедренной повязке, такой же прекрасный и златокожий, как и его избранница. В глубине картины два идола — придуманный Гогеном таитянский рельеф, олицетворяющий любовь.

…Сбежав на острова Океании, Гоген в глубине души все же остался европейцем. Вечерами, когда садилось солнце, он выходил на прогулку по-таитянски элегантный: в набедренной повязке и цилинде. Цилиндр — это кусочек Европы. Того мира, где жили его жена и дети, которых он любил и к которым мечтал вернуться…

Когда Гоген садился на пароход, то в последний раз взглянул на Техуру. Она проплакала несколько ночей подряд. Теперь, усталая и все еще грустная, но спокойная, она сидела на камне, свесив ноги, и своими широкими, крепкими ступнями слегка касалась соленой воды. Цветок, который раньше был у нее за ухом, упал, завядший, на ее колени. Такие же, как она, чьи-то временные таитянские жены, устало и безмолвно стояли на берегу и смотрели на густой дым корабля, увозившего навсегда их мимолетных любовников.

Вместе с Гогеном отбывали в Европу более тридцати его работ. В том числе и картина “Ее зовут Вайраумати”, которая начала свой долгий путь по миру. В Париже ее купил известный русский коллекционер С.И. Щукин. В его собрании она находилась до 1918 года. После драматических революционных событий она вместе с другими шедеврами французского искусства XIX-XX веков из собраний С.И.Щукина и И.А. Морозова стала собственностью Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Этот музей — еще одна трагическая страница в истории Страны Советов. В 1948 году музей по идеологическим соображениям был расформирован, а картины поделены между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Именно там, в центре Москвы, на Волхонке, и нашла свое последнее пристанище запечатленная Полем Гогеном легенда о любви прекрасных таитян…

Текст: Наталья Синельникова

[свернуть]

Дикарь / Гоген. В поисках рая слушать саундтрек к фильму


Дикарь / Гоген. В поисках рая смотреть фильм онлайн

Дикарь («Гоген. Путешествие на Таити») / Gauguin — Voyage de Tahiti (2017)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 6 =