Декалог / Dekalog (1988)

«Декалог» — это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели…


режиссёр: Кшиштоф Кесьлёвский
сценарий: Кшиштоф Кесьлёвский, Кшиштоф Песевич
в ролях: Артур Барчиш, Ольгерд Лукашевич, Оляф Любашенко, Пётр Махалица, Ян Тесаж, Катажина Пивоварчик, Генрих Барановский, Кристина Янда, Александр Бардини, Станислав Гавлик


Читать далее

  • Артур Барчиш: «Я получил сценарии всех эпизодов, читал их с затаенным дыханием. В течение всей ночи, читали утром чередуясь с женой, я позвонил Кшиштофу, и спросил его, кто эти люди, которых я играю?» Кшиштоф ответил: «Я не знаю».
  • Артур Барчиш — он же эпизодический персонаж имеет следующую последовательность воплощения: человек, сидящий на берегу озера, лаборант, дизелист, каякер, рабочий, мужчина с чемоданом, человек на железнодорожном вокзале, студент и велосипедист.
  • Картина получила Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Венецианском кинофестивале, премию критиков на международном кинофестивале в Сан-Паулу, а также премию OCIC на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
  • Сюжеты фильмов представляют собой отдельные истории, однако они объединены между собой общим замыслом фильма, местом и временем действия (современная циклу ), появлением в них персонажей из других серий (иногда почти незаметным), а также странной фигурой в исполнении актёра Артура Барцися, появляющейся в эпизоде в каждой серии, которую киноведы трактуют, в частности, как «появление Ангела».
  • Картины сняты в различных жанрах — от преобладающей тяжёлой психологической драмы до комедии (в заключительной серии), но в едином стиле.
  • Пятая и шестая серии «Декалога» созданы на одном материале с фильмами Кеслёвского «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве», однако разный монтаж делает эти работы двумя парами версий двух картин, допускающих даже различные трактовки замысла авторов.
  • Съёмки фильма продолжались 11 месяцев.
  • Почти все фильмы цикла были сняты разными операторами, поскольку Кеслёвский хотел добиться, чтобы каждая история имела свой стиль повествования. При этом режиссёр предоставил всем операторам полную свободу. В дальнейшем Кеслёвский отмечал, что все фильмы «Декалога» как будто сняты одной рукой. По его мнению, схожесть получившихся картин является «…доказательством существования некоего духа, характера сценария. И если оператор умен и талантлив, то, какие бы средства он ни использовал, неизбежно этот дух уловит».
  • В фильме снялись многие ведущие актёры польского кино (Майя Коморовска, Кристина Янда, Ольгерд Лукашевич, Даниэль Ольбрыхский, Гражина Шаполовска, Ежи Штур, Збигнев Запасевич, Богуслав Линда и другие). Никогда до съёмок «Декалога» Кеслёвскому не приходилось работать с таким большим количеством актёров.
  • Музыку к фильму написал польский композитор Збигнев Прайснер, сотрудничавший с Кеслёвским при создании многих других фильмов, например, картин «Без конца», «Двойная жизнь Вероники», трилогии «Три цвета»: («Синий», «Белый», «Красный»).
  • С большой похвалой отзывался о «Декалоге» Стэнли Кубрик, написавший вступительное слово к изданию сценариев к этому фильму.

[свернуть]
Читать далее

  • Декалог 1. Обычно связывается с первой и второй заповедями: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»; и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
  • Декалог 2. Киноведы связывают фильм либо с третьей заповедью: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно», — либо с девятой заповедью — «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
  • Декалог 3. Фильм весьма опосредованно может быть связан с четвёртой заповедью: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
  • Декалог 4. Фильм связан с пятой заповедью: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
  • Декалог 5. Пронзительный протест против убийства и вообще насилия, фильм можно соотнести с шестой заповедью: «Не убий».
  • Декалог 6. Фильм о юношеской влюблённости опосредованно связан с седьмой заповедью: «Не прелюбодействуй».
  • Декалог 7. Фильм обычно связывают с восьмой заповедью: «Не укради».
  • Декалог 8. Обычно фильм связывается киноведами с девятой заповедью: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». На семинаре, посвящённом мотивам человеческого поведения в различных ситуациях, одна из студенток для примера рассказывает историю, являющуюся сюжетом второй серии.
  • Декалог 9. Фильм с некоторой долей натяжки привязывают обычно к части десятой заповеди: «…Не возжелай жены ближнего твоего…»
  • Декалог 10. Фильм связан с десятой заповедью: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».

[свернуть]

Декалог / Dekalog смотреть фильм онлайн

Декалог / Dekalog (1988)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 6 =